НА ЗАРЕ КУБАНСКОГО ФУТБОЛА
  В воскресенье, 18 августа (5 августа старому стилю) 1912 года в Екатеринодаре состоялся первый в истории кубанского футбола междугородный матч.

  Естественно, в футбол у нас играли и раньше. Абсолютно точную дату рождения назвать не сможет никто. Архивные материалы и воспоминания старожилов свидетельствуют о том, что с заморской игрой екатеринодарцы познакомились на рубеже ХIX и XX веков. Приезжавшие домой студенты Петербургского и Екатеринославского горных институтов, Московского университета и других вузов огромной Российской империи частенько гоняли мяч на пустырях кубанской столицы. Некоторые из студентов, такие как братья Воскресенские, выступали за сильнейшие клубы такие, как ЗКС (Москва).

  Потихоньку футбол проникал и в другие города и станицы Кубанского края. Особенно быстро развивался этот вид спорта в портовых городах. Первая команда была официально образована в Новороссийске. Это была прославленная «Олимпия», устав которой был зарегистрирован в январе 1912 года.
Есть подтверждения, что в футбол играли в городах края с конца ХIХ века. Иногда в екатеринодарских газетах появлялись объявления о продаже мячей и формы. Конечно же, в портовых городах, прежде всего в Новороссийске, иностранные моряки могли познакомить местное население с новой игрой. Играли в него и в Сочи, и в Армавире, и в других городах и станицах Кубани. Но мы отмечаем дату рождения, именно от знакового события, коим является первый междугородний матч. Ведь и в Англии футбол появился не в 1863 году – в это время уже состоялись официальные матчи.
Вот почему ведем отсчет всего кубанского футбола от 5 августа 1912 года.

  Сборной Екатеринодара и новороссийской «Олимпии» выпала честь начать отсчет истории кубанского футбола. Первый в истории футбольный междугородный матч состоялся 6 августа на плацу 83-го Самурского полка, что находился на углу нынешних улиц Северной и Аэродромной.
Сборная Екатеринодара, составленная из гимназистов и игроков «Ахиллеса», принимала фактически вторую команду «Олимпии». Матч получился интересным и ярким для многочисленных зрителей. Яростным атакам гостей, хозяева противопоставили дружную защиту, и может бесхитростные, но энергичные атаки, которые частенько завершались ударами по воротам. Менее опытные и несыгранные хозяева сумели переиграть гостей – 5:0, что стало настоящей сенсацией. На следующий день гости сумели сыграть только вничью 1:1 и со второй сборной города. Вот так началось исчисление всего кубанского футбола.

 Обескураженные неудачей первых встреч, новороссийцы поспешили договориться о матче-реванше. Игра состоялась уже в воскресенье 12 августа на екатеринодарском ипподроме Кубанского скакового общества. Сейчас это район табачной фабрики – территория КубГТУ. Несмотря на дождливую погоду, зрителей было много: одни пришли из любопытства, других привлекло предвкушение спортивной борьбы. Более опытные гости взяли реванш 4:1. С тех пор встречи между двумя крупнейшими городами благодатного футбольного края стали традиционными и всегда вызывали большой интерес.

 Примерно в то же время в футбол уже играли и в других кубанских городах и станицах. Играли любительские команды. Матчи назывались показательными, или товарищескими. Именно с 1911-12 гг. началось повальное увлечение футболом на Кубани. Наверное, правильно считать датой рождение конкретное всекубанское событие – первый междугородний матч, от которого мы и ведем начало.
Футбол быстро стал завоевывать сердца людей в Армавире и Сочи, в Майкопе и Тихорецке, в Кореновской и Брюховецкой, Крымской и Ейске, Абинской и Славянской. Причем станичники давали своим командам звучные названия – «Викториус» Тихорецкая, «Аскольд» Абинская, «Ахиллес» Екатеринодар, «Олимпия» Новороссийск, а в Крымской вообще команды назвали «Жизнь» и ... «Смерть». Появились свои поклонники у каждой команды, а уж желающих самим выйти на поле было очень много.

   Стали чаще проводиться и междугородние встречи. Так, в 1913 году в Сочи приезжали спортсмены Новороссийска и сыграли вничью с хозяевами 6:6. Ответный матч в Новороссийске сочинцы проиграли – и вновь, с хоккейным счетом 5:6. В том же году в Сочи с визитом приезжала сборная города Одессы - неофициальный чемпион России того времени.
Много игр проходило между командами городов и станиц нашего благодатного региона. Футбол кубанского края набирал силу. Только в Екатеринодаре состязались основные, вторые, а иногда и третьи составы футбольных команд первой и второй мужских гимназий, реальных училищ, сельскохозяйственной школы «Круглик», кружков «Братия», «Шторм», клубов «Спорт», «Виктория» и даже... духовной академии. С 1912 года стал разыгрываться и чемпионат Екатеринодара и примерно в то же время подобные соревнования стали основными во многих крупных городах края. К сожалению, многое из того давнего времени покрыто пеленой забвения, равнодушия последующих поколений. Судьбы тех игроков, команд во многом были трагичны, так как революция расколола жизни страны и людей.
Но вернемся к футболу. Каждая команда имела свою форму: белую с различного цвета окантовками – учащиеся, футболки с широкими черно-белыми полосами – новороссийская «Олимпия», в виде тельняшек – команда Темрюка, кумачовые майки с белыми воротниками – футболисты екатеринодарского клуба «Спорт», а белые с зеленой окантовкой игроки команды «Ахиллес». Бутсы были редкостью, причем достаточно дорогой. Вот почему праздником стал день, когда спортсмены и члены клуба «Спорт» получили в обувном магазине Попова, выписанные из Гамбурга (!) целых три пары бутс на команду. Две для форвардов и одну (с дополнительными накладками) – для бека (защитника). В основном же играли в обыкновенных ботинках (чуть позже даже деревянных, обтянутых кожей, но это в основном в 20-е годы), на которые вместо шипов наклеивали полоски кожи. Некоторые игроки вкладывали под гетры специальные щитки (щингарды).
Были у болельщиков и свои любимцы – те, кто выделялся яркой индивидуальной манерой и особыми приемами в игре. Так, И.Панас («Олимпия») умело подавал корнер (угловой), который всегда готов был завершить ударом головой В.Григорьев. Ценили болельщики игру голкипера Н.Асланова, хавбека (полузащитника) Л.Чухаджиева, бека Н.Монакова, Н.Навальнева, удивлялись игре пяткой В.Залевского, восхищались ударами через себя В.Чилингарьяна (1-я мужская гимназия), обводкой Н.Хоруженко (2-я мужская гимназия). Смех публики и упреки товарищей иногда вызывала игра Д.Петренко из Екатеринодарского коммерческого училища. Хороший спортсмен, он нередко, уступая приверженности к модным «свечкам», овладев мячом, посылал его вертикально вверх, чем создавал угрозу даже своим воротам. Такие любимцы публики были в любом кубанском городе и станице.
По инициативе клуба «Спорт» в Екатеринодаре был составлен календарь первенства по футболу. Матчи проводились на всех возможных для этого площадках. А таковые были возле городского сада (сейчас здесь детская краевая больница), на плацу Самурского полка (Аэродромная и Северная), в районе старого ипподрома и т.д. Стадионов как таковых тогда не было, но публики собиралось много. Работал буфет, играл оркестр, да и вообще поход на футбол, особенно в хорошую погоду, был схож к визиту в театр. Правда, судя по афишам тех лет, игры проходили в любую погоду и «матчи ни в коем случае не отменяются».
 
  Чемпионами тех лет в Новороссийске, почти бессменно были футболисты «Олимпии». А в Екатеринодаре упорная борьба за первенство шла между 2-й мужской гимназией (чемпионы 1912-1913 гг.) и клубом «Спорт» (чемпионом 1914 года). Особенно тщательно футболисты готовились к междугородным матчам. Соперники обменивались вызовами, составленными в соответствии с безукоризненными правилами спортивного этикета. В одном из таких вызовов от 27 мая 1914 года клубу «Спорт» от армавирского кружка «Кавказ», говорилось: «Просим сообщить подробные условия вашего вызова, причем присовокупляем, что если таковые подойдут для нас, то мы сможем приехать к вам в Екатеринодар 8- го или 15-го июня, когда вам будет удобнее...».

  Вызов был принят. Екатеринодарцы отпечатали в типографии афиши и билеты, арендовали в тот день ипподром и пригласили оркестр и буфет с прохладительными напитками. А за несколько часов до игры было подготовлено поле – произведена разметка, установлены ворота. Перед началом матча соперники приветствовали друг друга традиционными «Гип-гип – ура, гип – ура! Ура – ура - ура!», обменялись фотографиями своих команд, цветами, которые по традиции отдали дамам в первых рядах. На два мяча, забитых футболистами в белом («Кавказ»), екатеринодарцы ответили точными ударами Л.Чухаджиева и Е.Кумшаева. Свисток арбитра зафиксировал ничью 2:2.
Становясь все более заметным явлением в жизни кубанского общества, футбол, тем не менее, оставался тогда уделом небольшой группы энтузиастов. Одни из организаторов кубанского футбола братья Аракеловы – Яков и Николай, с горечью констатировали, что развитие футбола тормозится нежеланием властей помочь массовому спорту, отсутствием спортивных площадок, непониманием задач и целей спорта власть предержащими.

   В таких условиях и начинал свой путь кубанский футбол. Его развитие затормозила Первая мировая, а затем и Гражданская войны. И хотя в футбол играли и в эти годы, а в 1918-1919 гг. прошло даже несколько международных матчей между российскими игроками и военнопленными (в основном австрийцами), свое дальнейшее развитие футбол получил уже в 20-е годы.
Трудно, а порой и невозможно поведать даже о самых значительных событиях того времени. Упомянем лишь Первую Северо-Кавказскую Олимпиаду, прошедшую в 1915 году в Новороссийске при участии команд Екатеринодара, Ставрополя, Новороссийска. Часть средств сбора пошла в фонд помощи раненых на фронтах Первой мировой. Даже в тяжкие годы гражданской войны, в том же Екатеринодаре, состоялся в 1918 году матч с австрийскими военнопленными, а в годы деникинского режима (в 1919 году) показательную игру проводили англичане.

Так начинался футбол в нашем крае 112 лет назад.

«В туманной дымке времени поля, станицы. Истории вираж опять кружится. Мы помним наших предков лица, и будем помнить их всегда...».

P.S.: В некоторых изданиях разных, лет ошибочно указывали датой первого матча 6 или даже 9 августа. После уточнения и сверки в 2012 году, обнаружение отчета из кубанских газет 1912 года стало ясно, что датой первого матче было 5 августа - по новому стилю 18 августа.

Главный историк кубанского футбола: Игорь Юрьевич Гайдашев.